Катастрофа Ту-154 в Сочи: засекреченные выводы, бесконечные вопросы | Кавказ Пост | Яндекс Дзен

фото из открытых источников
фото из открытых источников

«Кавказ Пост» снова возвращается к трагедии, унесшей 25 декабря 2016 года 92 жизни. Родственникам погибших было почти нечего хоронить – от тел остались «фрагменты», нашпигованные деревянными занозами.

Минута и десять секундИменно столько продлился роковой полет Ту-154 (регистрационный номер RA-85572). Местная жительница с улицы Гоголя в Адлере рассказала корреспонденту «Кавказ Пост» в первые часы после трагедии, что «взлетал он тяжело».Напомним, что лайнер Минобороны выполнял рейс по маршруту Москва—Сочи—Латакия. В Адлере воздушное судно произвело дозаправку и должно было взять курс на Сирию, но через 1 минуту и 10 секунд после вылета из Сочи рухнуло в Чёрное море и полностью разрушилось. Погибли все находившиеся на его борту люди — 84 пассажира и 8 членов экипажа. Перед вылетом самолёт прошёл все необходимые проверки и был полностью исправен.Кстати, с 1994 по 2016 годы произошло 17 авиакатастроф с участием самолётов Ту-154, в большинстве случаев к трагедии привел человеческий фактор.Жертвами стали 1760 человек. После катастрофы 2016 года использование самолётов Ту-154, принадлежащих силовым структурам РФ, было приостановлено до выяснения причин произошедшего

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ошибка пилота, таинственный пассажир или секретный груз?Одной из версий, озвученной вскоре после катастрофы, была якобы дезориентация КВС - 35-летнего майора Романа Волкова. Эксперты пришли к выводу, что самолёт не падал, а разбился при посадке на воду в управляемом полёте (вместо продолжения набора высоты командир начал снижение). Причиной катастрофы могла стать дезориентация пилота в пространстве: в темноте над морем он дескать не контролировал визуально положение лайнера, поскольку не видел впереди ни ориентиров, ни горизонта.Независимый технический эксперт Юрий Антипов с такой постановкой категорически не согласен: «И это при том, что самолёт в момент ЧП находился над Чёрным морем ниже облаков, тумана не было, а береговая линия, которая от места крушения была всего лишь на расстоянии чуть более одного км, вся была освещена яркими огнями, да ещё и усилена светом предновогодней иллюминации. Только в случае, если пилот полный идиот, "прокатывает" версия СК и МО».В апреле 2017 года издание «Газета.Ru» опубликовало материал, где причиной катастрофы назвали перегрузку самолёта: якобы, после дозаправки в Адлере вес самолёта составил около 110 тонн вместо нормативных 98, причём экипаж о перегрузе не знал. 24 мая 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что окончательная версия причины катастрофы «ясна на 99 %» и пообещал в скором времени назвать её. Но в итоге в ноябре 2019 года расследование было завершено, а итоги засекречены.Ранее также звучала экзотическая версия о некоем пассажире, который попал в кабину пилотов. Этот посторонний человек, не обученный и не допущенный к полётам, якобы перепутал рычаги, убрав закрылки и оставив шасси. Как бы там ни было, дело закрыли. А вопросы остались. Например, о занозах, найденных во фрагментах тел жертв крушения лайнера. Что могло быть в деревянных ящиках, находящихся в грузовом отсеке под пассажирами, нетрудно догадаться, рассуждает Юрий Антипов.

«При расследовании любого ЧП надо всегда определить тот ключевой путь, двигаясь по которому можно нарисовать истинную картину причины ЧП. Для этого крушения таким "золотым ключиком" является нахождение фактов о наличии высокой температуры на обломках лайнера. Почему? Да потому что самолёт упал в воду. И если он не горел перед падением, то он не мог гореть и в глубине Чёрного моря».

Юрий Антипов
Юрий Антипов
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Кстати, Юрий Антипов обнаружил доказательства воздействия на оплавленный кусок фюзеляжа огромной температуры. Кусок, который только-только подняли из воды.Независимый технический эксперт также говорит, что имела место «очень жёсткая цензура по отснятому материалу даже у "благонадёжных" репортёров». Все это наводит на мысль, что делалось всё, дабы "спрятать концы" в воду.

Почему так разбросало обломки?Большой разброс обломков самолёта мог означать, что разрушение самолёта произошло в воздухе, что давало основания для версии о теракте, но ее позднее отвергли.Если самолет был исправен до момента соприкосновения с водой, почему его мелкие части находились на огромном расстоянии от падения? Ведь есть же в истории гражданской авиации гудзонское чудо, а теперь еще и кукурузное? И почему более или менее целыми нашли только 20 тел погибших. Остальные превратились во фрагменты, которые идентифицировали благодаря генетической экспертизе? Первые похороны прошли на Федеральном военном мемориальном кладбище 29 декабря 2016 года. В январе 2017 года, после проведения ДНК-экспертизы, были идентифицированы останки 70 погибших, их похороны состоялись 14, 16 и 17 января.Кстати, не обошлось без скандала. Представили РПЦ запретили Соборному хору отпевать жертв Ту-154. Епископ Роман Серпуховской (Гаврилов), возглавлявший обряд отпевания, потребовал от военных «не допустить «непонятный Соборный хор» к пению».«Думали они недолго – выгнали весь хор из 100 человек на улицу, на мороз. Сказали: запоёте – арестуем. Певцы не успели понять ничего. Я был внутри с родственниками, наружу если бы вышел, обратно бы не пустили, ничего поделать не мог!», - написал в соцсетях Степан Приморский, который в сочинской катастрофе потерял друга – солиста ансамбля имени Александрова, старшего сержанта российской армии Ивана Столяра.

Каждый пассажир был застрахован минимум на 22 миллиона рублейВ канун четвертой годовщины катастрофы стало известно, что кассационный суд общей юрисдикции отказался взыскать со страховщиков компенсацию в пользу родственников погибших при катастрофе самолета Ту-154 в Сочи. Об этом сообщил РИА Новости представитель потерпевших Игорь Трунов."Согаз" заплатил за каждого погибшего по 2 миллиона рублей, однако, по словам Трунова, ответственность перевозчика была застрахована и перестрахована в Англии, «то есть каждый пассажир был застрахован минимум на 22 миллиона рублей»."Суд отказал в полном объеме в возмещении вреда 72 родственникам погибших в авиационной катастрофе. Пострадавшие и их адвокаты требовали возмещения морального вреда и недоплаченные страховые выплаты", — сказал собеседник агентства.

Защита намерена обжаловать это решение в надзорную инстанцию Верховного суда РФ и подать жалобу в Европейский суд по правам человека.Напомним, что в числе жертв трагедии были 64 сотрудника ансамбля Александрова, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза), журналисты Первого канала, НТВ и телеканала «Звезда».В 2020 году картину «Доктор Лиза» Оксаны Карас показали на «Кинотавре» в Сочи – ирония судьбы. Фильм вошел в конкурс, это была российская премьера. И люди — режиссеры, актеры, продюсеры, журналисты — плакали. Как рассказывала в интервью исполнительница главной роли Чулпан Хаматова, к съемкам она готовилась долго. Пока сценарий многократно переписывали, актриса старалась понять Глинку, читала ее записи в ЖЖ, смотрела видеоинтервью. Погружение получилось полным.

«Кавказ Пост» на протяжении ряда лет сотрудничает с Юрием Антиповым по расследованию катастрофы Ту-154 в Сочи. В заключении независимый технический эксперт сказал: «Но сказать же Вам про Магадан? На острове нелëтная погода… Шучу. Но слова из песни отражают состояние дел по расследованиям ЧП в нашей стране. Всë подмято под себя чиновниками из СК и МО, как в данном случае. А когда монополия, то как и в экономике, не жди ничего хорошего. При монополии в экономике не будет справедливой цены на товары и продукты, при монополии в расследованиях правда скрыта за семью печатями».Владлена Кириллина

Участники расследования авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно восстановили обстоятельства крушения лайнера. Об этом пишет

«Коммерсант»

.

Управляемая катастрофа. Названа причина крушения Ту-154 под Сочи

В день крушения Ту-154 должен был совершить два тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Первый полет прошел штатно, но второй «с самого начала не задался». По мнению экспертов, командир Ту-154

Роман Волков

«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле - во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Волков якобы «никак не мог понять», с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

В итоге лайнер поднялся в воздух в 5:24 с курсом 238°. Уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, по мнению участников расследования, возникла особая ситуация: «Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели». Капитан упустил контроль над параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег, считают эксперты.

Затем Волков задал Ту-154 правильный тангаж 15°, но почти сразу же совершил первое «нелогичное» действие, отклонив штурвал от себя и замедлив набор высоты. На 53-й секунде полета, когда Ту-154 поднялся всего на 157 метров, Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это нужно делать на высоте 500 метров. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге лайнер на отметке в 231 метр перешел на снижение.

Самолет начал быстро (по 6–8 метров в секунду) терять высоту, сработали предупреждения экипажа об опасном сближении с землей. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

На высоте в 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, Волков повернул штурвал до упора вправо, пытаясь исправить ошибку, но было уже поздно. На 73-й секунде полета Ту-154, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 километров в час.

По мнению экспертов, катастрофе сопутствовали усталость и слабая профессиональная подготовка экипажа. Капитан Волков потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что самолет слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета.

Ту-154, летевший из

Сочи

в

Сирию

, потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека, все они погибли. Среди жертв крушения оказались артисты ансамбля имени Александрова и Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

В конце мая

Минобороны

огласило часть итогов расследования катастрофы Ту-154. Комиссия отвергла версии с некачественным топливом, перегрузкой и воздействием внешних факторов. По данным военного ведомства, катастрофа, скорее всего, произошла из-за нарушения пространственной ориентировки командира.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 — параметрического и речевого — эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы. По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте, возможно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

Источник Лайфа, знакомый с ходом расследования причин катастрофы, рассказал, что пресловутый человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. 

— Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости, — рассказал Лайфу источник. — Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками.

По мнению специалистов, это могло произойти после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того чтобы убрать шасси, убрал закрылки.

— От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел, — добавил источник Лайфа.

Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.  

По словам источника Лайфа, нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт. 

Из фраз второго пилота и командира корабля становится понятно, что что-то произошло с закрылками, после чего зазвучал сигнал тревоги из-за предельного угла атаки Ту-154.

РАСШИФРОВКА:

— ... Скорость 300... (Неразборчиво.)

(Неразборчиво.)

— Забрал стойки, командир.

(Неразборчиво.)

— Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

— Закрылки, сука, чё за х**ня!

— Высотомер!

— Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

(Неразборчиво.)

— Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

— У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, — рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. — От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

— На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки — слева, шасси — справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, — рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

— Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки, — говорит источник Лайфа в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

— В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки, — пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

— О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, — говорит источник Лайфа в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.  

— Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, — говорит эксперт. — А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров. 

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания 223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющего перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Анонсы

Добавить комментарий