Ремонт часов своими руками или "О запуске "Ракеты" в домашних условиях".

Из чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но…

на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук. Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж. Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.

Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть. В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.

REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!

«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка.

*- См. Тезаурус.

Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил.

Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.

Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки.

Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).

Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.

Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!

Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие.

Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги.

Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.

Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.

Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.

Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими.

А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его.

Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.

Платина свободна.

Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится.

Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет.

Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.

Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло.

как было

а так стало

Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent :)

Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали.

Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично!

REM:

О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении. Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра. Если этого не происходит, то в системе есть тормозящий момент, причину которого нужно найти и устранить. Замечу, что проверку ската нужно производить только при смазанных камнях и цапфах, иначе цапфы могут перегреться от быстрого вращения и, как говорят, «сгореть» — потерять от нагрева закалку. Такие цапфы очень быстро выйдут из строя в эксплуатации часов.

Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.

Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой. Закрепляем, проверяем работу календаря, проводим его до момента переключения и ставим стрелки на футоры в этом самом положении, чтобы календарь у нас переключался ровно в 12-00.

Есть!

Собираем механизм в корпус.

Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал.

Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат.

Закрываем заднюю крышку-«хлопушку».

Всё!

А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось.

P.S.

Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.

… и на модном аксессуаре

Тезаурус.Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.

Сейчас, наверное, почти в каждом доме есть китайские настенные часы на обычной полуторавольтовой пальчиковой батарейке (типа АА), или маленький электронный будильник с таким же механизмом и пищалкой. Чем они хороши́, так это лёгкостью хода, тихим звуком работы (тиканьем) и способностью работать с высокой точностью в течении года на одной батарейке (с хорошей батарейкой даже больше - два и более года). Устройство их очень простое - маленький шаговый двигатель, который поворачивается на 180° каждую секунду и три зубчатых колеса, которые передают это вращение на центральное секундное колесо. На этой центральной оси находятся ещё два колеса - минутное и часовое. Центральная ось с секундной стрелкой поворачивается на 1/60 минуты каждую секунду. Проще говоря она отсчитывает секунды. Далее всё происходит, как в обычных механических часах - маленькая шестерёнка (триб) на оси секундного колеса через промежуточное передаёт вращение на минутное, оно поворачивает вексельное колесо, а с него вращение передаётся на часовое колесо. Теперь немного подробнее. Шаговый двигатель. Так он называется потому, что как бы шагает каждую секунду - поворачивается, как я уже писа́л на 180°. Сделано это очень просто - обычный электромагнит с сердечником из мягкого листового железа (чтобы легко размагничивался) и двумя разомкнутыми полюсами, между которыми помещён магнит, одетый на пластмассовую ось с шестерёнкой на одном из концов.

Электромагнит шагового двигателя, ниже магнитик с шестерёнкой.
Электромагнит шагового двигателя, ниже магнитик с шестерёнкой.
Шаговый двигатель с шестерёнкой, в нижней части которой магнит.
Электромагнит шагового двигателя, ниже магнитик с шестерёнкой.
Шаговый двигатель с двумя промежуточными колёсами, третье - секундное, четвёртое - снова промежуточное на минутное колесо.
Электромагнит шагового двигателя, ниже магнитик с шестерёнкой.
А это все колёса на своих местах. Видно всё их взаимодействие.
Электромагнит шагового двигателя, ниже магнитик с шестерёнкой.

При подаче на катушку импульса тока от кварцевого генератора, сердечник намагничивается и устанавливает магнит в определённое положение своим магнитным полем. Ровно через секунду на катушку приходит новый импульс с обратной полярностью, т. е. плюс и минус на катушке электромагнита меняются местами. Магнитное поле на концах сердечника переворачивается и магнитик с шестерёнкой тоже поворачивается. Так происходит каждую секунду и секундная стрелка отсчитывает время. За ней поворачиваются две другие стрелки через свои колёса и показывают время с точностью до секунды. На некоторых часах секундную ось укорачивают и стрелку на неё не ставят. Это делают для того, чтобы приблизить внешний вид часов к старинным механическим часам. На них даже ставят маятник, который приводится в движение от отдельного импульсного электромагнита и часы выглядят вполне правдоподобно старинными. Хотя механизм очень прост, эти часы тоже ломаются. Эти поломки не сто́ит сравнивать с настоящими часовыми механизмами, я имею в виду механические часы с пружинным или гиревым заводом. Они гораздо проще. И поломки у них тоже простые. Я раньше много ремонтировал таких и подобных механизмов, а сейчас и у меня остановились часы на кухне. Буду их ремонтировать и по ходу дела расскажу об этом Вам, моим читателям. Кому-то это будет просто интересно, а кому-то поможет отремонтировать свои.

Никаких повреждений или потёкшей батарейки нет. Только паутина.
Никаких повреждений или потёкшей батарейки нет. Только паутина.

Вот в таком состоянии они сняты со стены. Ходят они уже лет 15 и за это время я несколько раз менял батарейку и один раз перебрал и смазал механизм. Кстати о "музыке". Бесплатный совет. Никогда не ставьте в электронные устройства дешёвые солевые батарейки. Я занимался ремонтом всякой электроники ещё с начала 80-х годов прошлого века, работая в системе Службы Быта и до нашего времени. Большинство проблем электроники - это окисленные контакты и попадание слизи из элементов питания внутрь устройств. С тех пор, как появились у нас в продаже алкалиновые щелочные батарейки, я использую для себя только их. Предпочитаю Duracell. Они и мощнее и текут меньше, хотя очень надолго оставлять без присмотра нельзя и их. При малейшем вздутии или течи, сразу беспощадно выбрасывать, а контакты тщательно промывать сначала водой, потом бензином. Я всегда делаю так! Но не допускать попадания воды внутрь корпуса. Бензин можно. Он быстро высохнет и ничего не замкнёт. Если же солевой раствор или щёлочь попали внутрь, не надейтесь, что высохнет. Только разбирать и промывать. Вода. Мокрая кисточка, без подтекания. Несколько раз промыть, высушить... , не жалея бензина, тоже кисточкой промыть всё, что можно и не можно. Дать высохнуть и можно слегка смазать контакты маслом (сливочным и растительным нельзя, лучше машинным). Теперь разберём часы. Сначала снимаю батарейку и избавляюсь от паутины. Теперь откручиваю с обратной стороны по три шурупа сверху и снизу корпуса, снимаю две скобы удерживающих стекло и снимаю его. Также снимаю все три стрелки, они просто плотно одеты на свои колёса.

Переворачиваю часы механизмом вверх. Он удерживается на месте пластиной с тремя сквозными ножками. Выкручиваю из них три шурупа и снимаю эту пластину и весь механизм часов.

Он фиксирован от прокручивания двумя штырьками на корпусе, которые входят в соответствующие ямки на механизме. На разных механизмах это бывает сделано по разному. А некоторые вообще имеют в центре запресованную втулку с наружной резьбой, через которую проходят все три колеса со стрелками. Механизм крепится шайбой и гайкой прямо на корпус часов, а сверху ставится циферблат и ещё одна круглая гайка.

Крепление механизма может быть таким.
Крепление механизма может быть таким.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Крепление механизма может быть таким.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Крепление механизма может быть таким.

Но вернусь к моему механизму. Чтобы добраться до колёс, нужно подцепить и слегка отжать две скобы по бокам механизма и одну снизу возле батарейного отсека и аккуратно снять прозрачную крышку. Делать всё это лучше просто держа механизм на весу в руках. А затем нужно положить его на какую-либо подставку с пустотой в центре. У меня это будет моток изоленты. Как раз подходит.

Снимаю крышку и внимательно смотрю на колёса. Если виден хотя бы один согнутый зуб на любом из них, ремонт закончен. Этот механизм годится только на запчасти. Но это маловероятно. Чаще, все они целые и нужно только промыть их бензином с помощью кисточки. Бывает, что на самом первом колесе, вернее, шестерни шагового двигателя не держится магнитик. Он плотно одет на ось или вставлен в оправку (как на моём) этой шестерёнки.

Так закреплён магнитик на моём механизме.
Так закреплён магнитик на моём механизме.
А может быть и так.
Так закреплён магнитик на моём механизме.

Если просто соскочил, его нужно поставить на место. Скорее всего, часы падали... Для работы нужно использовать пинцет из бронзы или нержавейки, иначе магнит будет "липнуть" к нему и трудно будет собирать механизм. Сделаю вид, что мы ремонтируем часы вместе с Вами. Высыпаем все шестерни на стол и ещё раз внимательно просматриваем. Скорее всего, повреждений не будет. Основное отличие всех механизмов кварцевых часов, даже наручных, от механических в том, что все шестерни постоянно находятся в разгруженном состоянии. Нет пружины, которая постоянно давит на зубья и оси колёс. Здесь же, они нагружаются только во время короткого импульса один раз в секунду. Чтобы удерживать его от обратного отскока или проворота под весом длинных стрелок, на секундном колесе сделаны три рычажка-пружинки с тормозом в виде нароста на его кончиках, которые трутся по пластине его установки и удерживают на месте после импульса перехода на очередную секунду вперёд.

Теперь проверяем шаговый двигатель. Он сделан единым блоком с платой, выдающей секундные импульсы переменной полярности. Он состоит из генератора прямоугольных импульсов, стабилизированного кварцем с резонансной частотой 32768 Гц. Такая частота выбрана для простоты электронной схемы. Если эту частоту 14 раз разделить пополам, получатся искомые секундные импульсы. Схема сделана так, что на выходе полярность импульсов меняется каждую секунду и имеет выходное напряжение, равное питающему часы - 1,5 Вольта. Этого достаточно для поворота магнитика с шестерёнкой. Смотрим на место пайки катушки к плате. Бывает, они окисляются и отваливаются. Тогда его нужно аккуратно припаять на место. Если проводок короткий, можно отмотать один-два витка от катушки. Проверяем и промываем контакты от батарейки до контактных площадок платы кварцевого генератора. Так же тщательно промываем кисточкой магнитик , его оси и отверстие, куда они входят. Продуваем сжатым воздухом с помощью средней клизмы.

Плата электронного блока шагового двигателя снизу.
Плата электронного блока шагового двигателя снизу.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Плата электронного блока шагового двигателя снизу.
Плата электронного блока шагового двигателя с катушкой и сердечником.
Плата электронного блока шагового двигателя снизу.
Так катушка припаяна к плате.
Плата электронного блока шагового двигателя снизу.
Вид на кварцевый резонатор.
Плата электронного блока шагового двигателя снизу.

Ставим двигатель на своё место в корпус механизма, устанавливаем на своё место магнитик на своей шестерёнке и вставляем на место батарейку, предварительно проверив её тестером или сразу новую. Прижимаем плату к контактам на корпусе механизма и смотрим на магнитик. Он должен прокручиваться каждую секунду или хотя бы дёргаться. Можно проверить работу электронного блока обычным тестером. Ставим его на измерение самого маленького сопротивления и прижимаем концы щупа к контактам на схеме. Катушка Ш/двигателя нагружает схему, а питание тестера и миллиамперметр выполняют роль питания и измерения потребляемого тока. Стрелка прибора должна дёргаться каждую секунду, если нет, поменяйте щупы местами.Проверили. Всё в порядке. Теперь тщательно промываем бензином весь механизм, каждое колесо, все зубчики и их посадочные места во всём механизме. Подчёркиваю, тщательно, с кисточкой и продувкой. Не надейтесь на зрение, одна соринка, которую Вы даже не заметите, может затормозить весь механизм. Очень аккуратно смазываем оси всех колёс. Именно оси, по чуть чуть. Лишнее убираем промакиванием. Масла должно быть очень мало. Помните? Механизм разгружен, трение минимально, а масло со временем густеет.

Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Использовать нужно такой или подобный бензин.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Зубчик на часовом колесе предназначен для использования такого механизма в будильнике. Он замыкает контакты на дополнительном колесе с указательной стрелкой и пищалкой на отдельной схемке.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.
Ремонт настенных кварцевых часов. Легче, чем Вы думаете.
Разобранный механизм и бронзовый пинцет.

Остаётся собрать весь механизм воедино. Делать это нужно аккуратно. Колёса перепутать не получится, все они имеют только своё место. Если не становится, попробуйте другое.

Так должен выглядеть правильно собранный механизм.
Так должен выглядеть правильно собранный механизм.

На верхней прозрачной крышке есть ещё одно колесо, вернее головка с насечкой для прокрутки стрелок и установки времени. В отличии от механических часов, где рекомендуется крутить стрелки только вперёд, в кварцевых часах это можно делать как угодно, куда ближе туда и крутить. Аккуратно ставим крышку на место. Не спешите её сразу защёлкнуть. Надавливая с разных сторон, стараемся опустить её на колёса равномерно, чтобы не нажать, когда она становится только одной стороной. Можете прижать и подогнуть ось какого-либо колеса. Защёлкиваем крышку, вставляем батарейку и смотрим на секундное колесо через прозрачную крышку. Если всё прошло нормально, оно будет двигаться. Ремонт удался!

Остаётся поставить механизм на место, установить правильно стрелки и стекло. Это не должно вызвать трудности, единственно что могу посоветовать, это выровнять стрелки. Положите их на стекло и посмотрите ровно ли они соприкасаются с ним. Обычно, после снятия, они требуют правки. Ставим их все на 12 часов параллельно друг другу, можно прокручивать их прямо за концы. Ставим время и смотрим, как они идут. Лучше подождать подольше, чтобы не пришлось снова снимать стекло.

Минутная и часовая.
Минутная и часовая.
Они неровные.Снимаю и выравниваю на стекле.
Минутная и часовая.
Добавляю секундную. Цепляет минутную. Снимаю и выравниваю.
Минутная и часовая.
Нужно немного приподнять.
Минутная и часовая.
Смотрю на расстояние до стекла и приподнимаю. Теперь ровно.
Минутная и часовая.

Пришлось ещё немного поправлять секундную стрелку, она немного цепляла минутную коротким концом. После того, как они проходили ночь, я поставил на место стекло и повесил их на место.Прошло двое суток. Полёт нормальный!

В дополнение хочу сказать, что подобных механизмов выпускается довольно много. Принципиально все они одинаковые. Могут отличаться креплением к корпусу, шаговыми двигателями и размерами колёс и осей. Некоторые запчасти у низ взаимозаменяемы, некоторые - нет. Раньше приходилось иметь много разборок - доноров деталей. Сейчас стало проще. Эти механизмы можно заказывать оптом или покупать штучно, даже в магазинах типа 1000 мелочей. Но, как Вы поняли, можно и отремонтировать. Чаще всего они ломаются от грязи, пауков и тараканов, потёкших батареек (как я уже упоминал)...

Подписывайтесь, комментируйте и спрашивайте. Если кто-то просто будет знать, как это делается -уже хорошо. Если кому-то пригодится в деле - отлично. Удачи.

P. S. Не ругайте за излишние подробности. Кому-то пригодится, остальные могут проскакивать и не читать всё подряд. Когда пишу, мне всё кажется важным. По другому не получается...

С. Андрианов.

Здравствуйте, Господа!

Предлагаю в этой теме любителям делиться своим опытом по самостоятельному ремонту часов, а профессионалам давать мудрые комментарии и ценные советы. По моему, такой темы ещё не было, однако, иногда форумчане-непрофессионалы ремонтируют и реставрируют недорогие часы самостоятельно.

А начну я с себя.

Есть у меня вот такие часы, которые мне нравятся

Однако недавно, с прискорбием обнаружил, что календарь у них стал плохо срабатывать, число месяца не точно встаёт в окошко в циферблате

Встряхивание, постукивание, разнонаправленное вращение стрелок, шаманские танцы с бубном не помогли

Решил разобрать посмотреть, а за одно и Вам показать.

Сразу оговорюсь, я не часовщик, не имею ни специального образования ни профессионального опыта, и вообще, по работе с часами дела не имею. Так, что не кидайте в меня хомячками, если что не так делаю. Тем не менее, конструктивная критика мной приветствуется, и принимается с благодарностью

Ничинаю разбирать. Отвинтил крышку.

Теперь снимаю сектор автоподзавода. Можно, наверное этого не делать, но я предпочитаю снять, раздражает когда болтается не по делу. Мне и так очень не просто

Заодно можно и грязь убрать и смазать.

Теперь вытаскиваю заводную головку. Для этого я использую вот такой самодельный инструмент из булавки приклееной к палочке. Он хорош тем, что если переусердствовать с усилием, просто булавка отломится от палочки, а детали ремонтуара не перекосяться (как обычно).

Часы извлечены из корпуса:

Теперь необходимо снять стрелки. Чтобы не поцарапать красивый циферблат, лучше подложить вот такую бумажку:

Стрелки сняты.

Отвинчиваем кольцо, удерживавшее механзм в корпусе. Оно крепиться с помощью двух винтов и лапкообразных шайбочек.

Чтобы снять циферблат, надо отпустить два винтика. На фотографии один из них показан красной стрелкой. За циферблат я берусь, надев чистые перчатки для работы с киноплёнкой.

Циферблат лучше сразу убрать в пакетик, чтобы не залить его маслом, бензином и не чихнуть на него

Вот что под циферблатом:

Сразу обращает на себя внимание, что зубчик на кольце с числами застыл на зубчике подпружиненного фиксатора, не преодолев его как было задуманно

Отвинчиваю календарное устройство.

Становится видно, что пружинка фиксатора какая-то гнутая и неправильной формы:

Осторожно пинцетом выпрямляю её. Несколько раз потеряв и чудом найдя на ковре

Аккуратно всё собираю на место, с радостью отмечая для себя, что зубчики теперь встают правильно, с ласкающим слух лёгким щелчком

Проверяем ещё и ещё раз. Нормально работает!

Перед установкой стрелок смахиваю пыль с циферблата белячей кисточкой.

Перед установкой стрелок, надо помнить, что необходимо согласовать их положение с срабатыванием календаря. То-есть, чтобы число менялось в районе 12.00

Не забываем на радостях вернуть на место сектор автоподзавода. На этих часах он просто снимается и ставится. Без винтов.

Когда часы собраны, надо выставить время и число. Как видно, теперь число встаёт чётко в окошко в циферблате

Вот такие хорошие часы, хочется чтобы они хорошо работали!

Спасибо всем за просмотр!

Всем привет!Пришло время дополнить и упорядочить информацию и знания, описывающие самостоятельное знакомство вас с ремонтом часов. Нас много просили и вуаля, принимайте заметку! Как самостоятельно отремонтировать механические наручные часы. Инструкция для начинающих мастеров.Разборка часового механизмаКак известно, наиболее распространенными причинами выхода механизма часов из строя, приводящими к их остановке, являются следующие: высыхание смазки, загрязнение внутренних деталей, попадание жидкости в корпус хронометра и прочие. Таким образом, зачастую необходимо попросту разобрать часы для того, чтобы почистить их или добавить смазки.Однако перед тем, как приступить к разборке, обязательно подробно ознакомьтесь с принципом внутреннего устройства механических наручных часов, изучите схему расположения их деталей, таких как: стрелки часов (часовая, минутная, секундная); колеса (анкерное, секундное, промежуточное, центральное, барабанное, заводное, переводные, вексельное, часовое); трибы всех перечисленных колес; пружины (заводная, пружина собачки, фиксатор переводного рычага); рычаги (заводной, переводной); валы (барабана, заводной), а также еще целый ряд немаловажных внутренних частей – баланс, штифты, оси, барабан, собачка и пр. Более подробно принцип устройства часового механизма представлен на рисунке ниже. 1 — баланс;2 — ролик двойной;3 — ось баланса;4 — камень сквозной;5 и 6—калош накладной и импульсный;7 — копье;8 — штифты ограничительные;9 — вилка анкерная;10 — ось анкерной вилки;11 и 12—полеты входная и выходная;13 — спираль;14 — колодка спирали;15 и 16 — штифты регулировочного градусника;17 — колесо анкерное;18 — камень сквозной;19 — триб анкерного колеса;20 — колесо секундное;21 — триб секундного колеса;22 — стрелка секундная;23 — колесо промежуточное;24 — триб промежуточного колеса;25 — колесо центральное;26 — триб центрального колеса;27 — барабан;28 — пружина заводная;29 — вал барабана;30 — накладка мечевидная;31 — колесо барабанное;32 — собачка;33 — пружина собачки;34 — муфта кулачковая;35 — колесо заводное;36 — триб заводной;37 — вал заводной;38 — рычаг переводной;39 — пружина переводного рычага (фиксатор);40 — рычаг заводной;41 — пружина заводного рычага;42 и 43 — колеса переводные;44 — колесо вексельное;45 — триб вексельного колеса;46 — колесо часовое;47 — стрелка часовая;48 — стрелка минутная;49 — триб минутной стрелки (минутник)Далее рассмотрим последовательность действий при разборке механических наручных часов.1. В первую очередь, снимите крышку с задней части корпуса (ее удобно поддеть кончиком ножа, либо открутить, в зависимости от модели часов). Если лопнула пружина механизма, погнулись или переломились колеса, разболтались винты – это будет видно сразу.2. В случае, когда на первый взгляд неисправностей не обнаружено, необходимо аккуратно извлечь часовой механизм из корпуса хронометра. Для этого произведите следующие манипуляции:- спустите пружину завода: отведите собачку заводной головкой на момент завода (крайнее положение) и, поддерживая ее при помощи пинцета, аккуратно поворачивайте заводную головку пальцами;- извлеките заводной вал, установив его в позицию перевода часовых стрелок и ослабив винт переводного рычага;- выньте механизм хронометра из корпуса, вернув заводной вал в прежнее местоположение.Стоит отметить, что существуют модели наручных часов, где устройство корпуса позволяет осуществить извлечение часового механизма, не снимая заводной вал.3. При помощи пинцета проверьте, насколько свободно вращается центральное колесо, не касается ли оно других частей механизма часов.Подобным образом проконтролируйте корректность работы баланса, барабана и спирали.4. Снимите стрелки часов, выньте освобожденный циферблат. Первой демонтируйте секундную стрелку, после этого минутную, воспользовавшись пинцетом. Далее вынимайте циферблат, обратив внимание на его ножки, в комплекте с часовой стрелкой и колесом (часовым). Тщательно изучите состояние стрелочного механизма: осмотрите часовое и вексельное колеса, проверьте сцепление колес (вращением их как в прямом, так и в обратном направлениях). Также необходимо удостовериться в правильной фиксации заводного и переводного рычагов.5. После этого переходите к снятию с платины балансового моста (совместно с балансовым узлом) – отверните примерно на полтора-два оборота винт колонки спирали, что позволит разъединить мост и узел баланса. При изъятии баланса из часового механизма не позволяйте ему повиснуть на конце спирали.6. Демонтируйте анкер и анкерный мост при полностью спущенной пружине завода.7. Теперь снимите колеса (центральное, промежуточное, секундное и анкерное). Обязательно проверьте их расположение на осях, осмотрите зубья, обратите внимание на сцепление колес с соответствующими шестеренками.8. Снимите барабан с платины, откройте его, произведите осмотр заводной пружины, оценив ее состояние.Чистка механизмаПромывку деталей механизма часов производят в основном при помощи бензина, предпочтительно в прозрачном сосуде из стекла, при этом уровень «очистителя» должен быть не более двух сантиметров. В первую очередь промойте относительно крупные детали (такие, как мосты, платину), после чего колеса и прочие мелкие части часового механизма.Загрязнения с деталей легко удаляются щеткой, а труднодоступные пазы можно прочистить, используя палочку с заостренным концом. Очищенные части механизма необходимо продуть направленной воздушной струей (используя резиновую грушу). Брать чистые детали нужно исключительно пинцетом.Сборка часового механизмаСобирать наручные механические часы нужно в последовательности, обратной той, что была рассмотрена выше.Наиболее распространенные причины неисправности часового механизма и способы их устранения:1. Наручные часы при заводе издают треск. Основной причиной такого явления можно назвать поломку заводного колеса, либо его изношенность. Какв первом, так и во втором случае единственный выход – замена колеса. Также виновниками подобного треска могут быть: перекос колеса (легко исправить затягиванием винтов); заводной вал изогнут или перекошен (необходима замена вала); загрязнение оси заводного колеса (в этом случае поможет промывка детали).2. При тугом переводе стрелок, наиболее вероятно, необходима замена переводного колеса, так как эта неисправность может объясняться заводским браком.3. В том случае, если не происходит переключение часового механизма с режима перевода стрелок на завод - необходимо удостовериться, не зажал ли заводной рычаг переводной и, если это произошло - отогнуть рычаг. Также причиной может служить ослабление пружины заводного рычага (проблема решается заменой такой пружины).4. Самопроизвольное отключение механизма завода говорит о том, что часть пружины, которая должна фиксировать переводной рычаг, отошла со своего места. Необходимо отогнуть пружину вниз и вернуть ее в паз.5. Основным свидетельством погнутости заводного вала можно считать его прерывистое, неравномерное вращение (проблема решается заменой вала или его выпрямлением).6. Пружина не держится в состоянии завода. Если причина в поломке пружины собачки – необходима ее замена, если же просто отвернулся винт собачки – аккуратно затяните его.7. Тугой завод пружины говорит о недостатке смазки на заводном колесе.8. Не получается завести наручные часы – скорее всего, пружина завода не зацепляется за крючок, расположенный на барабанном валу, либо присутствует повреждение на ее первом внутреннем витке (лопнула).9. Заводя наручные часы, чувствуете, что сначала пружина идет туго, с усилием, а потом резко срывается – это говорит о повреждении ее первого-второго витка (лопнула).10. В случае касания минутной стрелки какой-либо точки циферблата часов или стеклянной части корпуса, можно говорить о погнутой оси центрального колеса.11. Такая неисправность, как не вращающиеся стрелки при работающем часовом механизме может возникнуть от слишком частого подвода стрелок и сигнализировать о необходимости замены минутника с ведущим колесом (фрикционного узла).12. Сломанные (погнутые) зубья вексельного колеса могут привести к треску при переводе стрелок часов. В этом случае колесо нужно заменить (выпрямить).13. Быстрое вращение стрелок при заводе часового механизма свидетельствует о поломке одного из колес колесной системы. Внимательно осмотрите всю систему, поменяйте неисправное колесо.14. Колеса в системе цепляются друг за друга, вращаются с трудом – проверьте все зазоры между ними, а также, нет ли загрязненных элементов в системе.15. Заводя наручные часы, заметили, что заводная пружина постоянно прокручивается? Это говорит о ее поломке и необходимости замены на новую.16. «Спешка» часов, сопровождающаяся стуком, свидетельствует о чересчур сильной пружине завода (следует заменить).17. При полном заводе наручные часы останавливаются раньше положенного срока. Причину такой неисправности нужно искать в избыточном количестве смазки барабана, из-за чего пружина в нем проскальзывает. Устранить проблему можно, промыв барабан в бензине и тщательно вытерев пружину (для этого хорошо подойдет папиросная бумага). Помимо этого, есть вероятность, что стерлась головка пружины – замените ее.18. Если Ваши часы работают вяло, проверьте качество смазки пружины и внимательно осмотрите ее (не смята ли она).19. Трудности при заводе часового механизма могут быть индикатором недостаточного количества (отсутствия) смазки в месте, где пружина касается барабана. Пружину следует смазать.20. Если при работе часов слышно позвякивание спирали, значит, она касается ближайших к ней деталей механизма, что необходимо устранить.21. Некорректное срабатывание календаря может быть обусловлено несколькими причинами:- календарный диск заклинивает на платине из-за его деформации (желательна замена диска);- попавшая на диск пыль или стружка мешает его свободному вращению (необходимо почистить);- плохо притянуты винты, с помощью которых крепится диск (затянуть);- лишнее, либо, наоборот, недостаточное количество смазки штифтов фиксатора и толкателя.22. В случае зажатия часового колеса циферблатом – прогните его.23. Циферблат часов неустойчив (качается) по причине некачественного крепления в платине, либо из-за поломанной ножки – надежно закрутите винты циферблата (если не помогает – следует заменить циферблат).24. Чтобы избавиться от смещения циферблата (располагается не по центру), необходимо отогнуть его ножки и установить циферблат в правильное положение.25. При соприкосновении стрелок друг с другом нужно установить их правильно.26. Часовой механизм неустойчив, качается в корпусе – подтяните крепежные винты.27. В том случае, если отсутствует фиксация заводного ключа для подвода стрелок или завода пружины, проверьте, не вышел ли из строя переводной рычаг или фиксатор (пружина рычага). При такой поломке обязательна замена рычага. Если проверка показала, что рычаг исправен – затяните его винты до упора.Если часы встали без каких-либо причинно-следственных связей, обратите внимание на:- корректность сцепки минутника и ведущего колеса (при слабом – снимите минутник с обода колеса, зажмите колесо с помощью пинцета, затем выгните фрикционные лепестки по направлению к центру; если данные действия не помогли – желательна замена всего узла целиком);- внимательно осмотрите зубья часового колеса (если какой-то зуб деформирован или поломан – колесо лучше поменять);- полностью проверьте колесную систему часового механизма на предмет наличия в ней пыли или грязи, а также попадания какого-либо поломанного винта (при загрязнении – промойте механизм);- коррозия на колесах системы также может стать причиной остановки часов (если снять коррозийный налет не представляется возможным, лучшим выходом будет их замена);- остановка может быть вызвана срезанными или выгнутыми зубьями барабана часов (необходимо поменять барабан и заводную пружину), либо скопившейся внутри барабана стружкой и пылью (устраняется промывкой барабана в бензине, протиранием пружины бумагой);- постоянно меняющийся (либо вялый) ход наручных часов, в том числе их остановка, могут быть обусловлены недостаточным зазором в деталях анкерного хода, в частности, между такими элементами часового механизма, как штифты и анкерная вилка. Друзья, если у вас появились вопросы, по мере возможности я постараюсь ответить каждому.Пишите, звоните и приходите по контактным данным,размещенным тут (ссылка КОНТАКТЫ ТЦ САМОЛЁТ)убедительно просим вас обратить внимание что наша мастерская находится в Самаре.  Надеемся, что прочитав эту статью, вы открыли для себя что-то новое и интересное.И помните, если вы являетесь обладателем одних из часов, о которых мы рассказываем на нашем сайте и чувствуете, что им нужен ремонт или техническое обслуживание или же вы просто хотите получить профессиональную консультацию высококвалифицированных часовых мастеров города Самара – можете смело обращаться к нам.Наши специалисты помогут Вамотремонтировать для Вас часы следующих типов:- старинные механические (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);- настенные (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);- напольные;- настольные;- карманные;- наручные;- и даже электронно-механические и кварцевые.Искренне будем рады всем вашим мыслям, которые вы оставите в комментариях под этой статьёй.  Будем признательны и рады, если Вы загляните на страничку отзывови добавите Ваш комментарий о работе с нами Добавить\Посмотреть Отзыв

Статьи

Добавить комментарий